Rachmaninov, Prokofiev, Scriabin

 

 

 

 

Аннотация к компакт-диску «Рахманинов, Прокофьев, Скрябин»

 

 

Р,П,С1.jpg

 

Сергей Рахманинов и Александр Скрябин были студенты - товарищи в Московской консерватории. Скрябин обучался как пианист у Василия Сафонова, Рахманинов — у ученика Листа Александра Зилоти; оба закончили свою учебу с отличием в 1892 году. Они получили высшее образование по композиции, которую они изучали у ученика Римского-Корсакова Антона Аренского: Рахманинов снова с отличием, Скрябин без диплома, потому что он поссорился со своим преподавателем. 22 годами позже, Сергей Прокофьев оставил консерваторию С.-Петербурга - со «слабым дипломом по композиции», как он отмечает в своей автобиографии, но ему была присуждена премия Рубинштейна как пианисту и ученику легендарной Анны Ессиповой.

Эти три пианиста - композитора - с добавлением более молодого Дмитрия Шостаковича - были основатели специфической русской, высоко виртуозной фортепианной школы XX века, и этот аспект чрезвычайных требований к фортепианной технике объединяет три, представляемые сонаты.

Р,П,С 2.jpg

«Сегодня я почти завершил Пятую Сонату: это - большая поэма для фортепьяно, и я рассматриваю её как самую лучшую мою фортепианную композицию. Я понятия не имею, каким чудом это случилось», записал Скрябин в недатированном письме в начале декабря 1907 года своему другу и покровителю Маргарите Морозовой. Действительно соната для фортепьяно № 5 подчеркивает поворотный момент в его творчестве. Она была написана в то время, когда Скрябин работал над своей Роете de l'extase, которая была моделью этой первой большой оркестровой поэмы. Её построение как единого движения - следствие стремления Скрябина ограничить сюжеты характерными мотивами, которые затем развиты в очень насыщенном музыкальном процессе. Этому предшествует девиз, экстракт из Роете de l'exfase Скрябина, который должен был первоначально быть вызван Роете orgiaque: «я вызываю Вас к жизни, о таинственные силы! Погруженный в неясные глубины творческого духа, робкие семена жизни, я приношу Вам смелость". Музыкальная структура непосредственно показывает дух сонаты более ясно, чем этот текст сомнительного литературного качества.

Скрябин начинает с грохочущих звуков в самом низком регистре и через несколько тактов охватывает всю клавиатуру до самых высоких пределов. Это восходящее движение разработано в ходе сонаты, в которой обилие необычных характерных окрасок и признаков выполнения делает эту процедуру очевидной.

Скрябин начинает с грохочущих звуков в самом низком регистре и через несколько тактов охватывает всю клавиатуру до самых высоких пределов. Это восходящее движение разработано в ходе сонаты, в которой обилие необычных характерных окрасок и признаков выполнения делает эту процедуру очевидной. Например, повод нажатия третей, отмеченных «languido» в начале, изменен на "accarezzevole" (ласково) и достигает высшей точки в тройном форте «estatico»; хордальный Presto обосновывает пояснение «con luminosita» в конце. Это стремление вверх, идея Скрябина о«пламени» находится в согласии с нематериализованным звуком фортепьяно, как это было, когда он вызывает свое rubato - его тонкие, почти незаметные нюансы темпа - и его утонченную технику педалей.

Когда Рахманинов играл эту сонату на мемориальном концерте после смерти Скрябина, поклонники Скрябина были так рассержены его интерпретацией, что они почти пришли в шок. «Когда Скрябин сам играл эту сонату, все было донесено с высоты; у Рахманинова все ноты остались необычно точными и твердо стоящими на земле», писал Прокофьев.

Р,П,С 3.jpg

Этим кратким сравнением он наглядно описал разницу между двумя композиторами. В то время как музыка Скрябина, кажется, оставляет все материальное позади, Рахманинов всегда звучит приземленно. Этот контраст простирается до композиционных подробностей - музыка Скрябина имеет тенденцию к главному, его мелодичная линия направлена вверх; Рахманинов, с другой стороны, имеет предпочтение для минорных клавиш и снижающихся мелодичных линий. В 1913 году он сочинил «Колокола» — симфоническую поэму для соло, хора и оркестра по тексту Edgar Allan Рое. Фортепианная соната № 2 в В-бемоль миноре, также завершенная в 1913 году, имеет эффект отображения темных цветов и мощных звуков этой поэмы. Её первое движение соответствует классической модели формы с ясно выраженной темой; в то же самое время Рахманинов объявляет свою веру в виртуозность и блестящую запись для фортепьяно.

Тема Lento - такая мечтательная песня, что несмотря на обилие звука, так типичного для Рахманинова, не проигрывает своим откровенным характером.

Соната заканчивается крупномасштабным рондо с токкато-подобными образами, похожими на Прокофьева. Рахманинов позже почувствовал непростую обширность формы. «Я рассматриваю мои ранние работы, и вижу, сколько имеется избыточности», жаловался он своему биографу Альфреду Свану. «Даже в этой сонате так много голосов перемещаются одновременно, что это слишком длинно. Соната Шопена продолжается 19 минут, и говорит все». Летом 1931 года он радикально исправлял, укорачивал и повторно издал свою работу. Во второй версии соната более компактна и действительно покоряет; но все же крупная форма первой версии, которую Рахманинов воспринимал как недостаток, является также высококачественной. Это побудило Владимира Горовица сделать синтез из двух версий, который был одобрен Рахманиновым.

Прокофьев всегда работал над несколькими большими произведениями, работал параллельно. Таким образом в течение Второй Мировой Войны он задумывал Сонаты №№ 6, 7 и 8 в то же самое время, когда он работал над оперой « Война и Мир». Он завершил сонату № 7 в 1942 году, когда он эвакуировался в Тбилиси. Соната была принята благоприятно в Советском Союзе, который видел в этом « здоровое и единодушное универсальное чувство Советского человека » и слышал в этом «голос Родины». Не без гордости Прокофьев, замечают в его автобиографии, был удостоен «Государственной премии »,т.е. Сталинской премии. Когда Горовиц работал над сонатой в США, один критик подчеркнул, что это было «как характеристика раздираемой войной России, как Седьмая симфония Шостаковича».

 «Allegro inquieto» демонстрирует темп и характер, страсть, резкие фортиссимо взрывов, мрачное настроение второй темы может быть отражением событий войны. В Andante и Finale, Прокофьев продолжает острое противоречие между двумя темами. Из начального сдержанного пения тема Andante развивается в широкую мелодичную линию второй темы. Toccata-подобна образу первой части главной темы и является исходной для агрессивно-звучащих и периодически повторяющихся образов Финала, который друг Прокофьева Николай Мясковский назвал «блестящим дикарем».

Доротея Редепеннинг

Перевод на английский: Лайонел Салтер

Обратный перевод на русский — В. Володарский

 

 

 

 http://www.recitals.alexeisultanov.ru/Alexei_Sultanov_1993/

 

 

 

диск.jpg

 

Контент сайта является собственностью семьи Султановых.
При цитировании ссылка на сайт обязательна.